«Увидеть музыку и услышать краски»

07.02.2015  / Культура

10 февраля в Художественном музее г.Сочи открывается выставка, посвященная проведению Всемирных Хоровых Игр в Сочи в 2016г.

            История Всемирных Хоровых Игр началась параллельно с историей XXI века, а именно с 2000 года, явившемся новаторским в данном виде искусства. В столицу Верхней Австрии в г. Линце впервые встретилось большое количество хоров многочисленных наций, чтобы не только принять участие во всемирном хоровом конкурсе, и также отметить великий праздник хоровой музыки. С тех пор так называемая Хоровая Олимпиада стала проходить раз в два года в различных уголках Земли, в которой принимают участие лучшие хоровые коллективы мира, как взрослые, так и детские.

            Если вернуться немного назад в прошлое, то нельзя не отметить тот факт, что вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Вполне очевидно, что под воздействием своеобразного эмоционального подъема обычный разговорный язык претерпел изменения и получил своё развитие в виде песни

            Аналогично первым образцам наскальной живописи, вначале появились простые незатейливые мелодии напевов, а затем, со временем, на протяжении веков, эти мотивы сложились в профессиональное искусство. Так Хоровые пение постоянно развивается и совершенствуется; доказательство тому 8 успешных мероприятий: 2002 г. - г.Пусан, портовый центр Южной Кореи; 2004 г. - г.Бремен, Германия; 2006 г. - г.Сямынь, юг Китай; 2008 г. - г.Грац, Австрия; 2010 г. - г.Шаосинь, Китай; 2012 г. - Цинциннати, США; 2014 г. - г.Рига, Латвия.

            Каждый город, в котором проходили Всемирные Хоровые Игры, придавал свой особенный, национальный колорит проходящим мероприятиям; при этом у местного населения, даже впредь не знавших ничего о подобной, необычной песенной Олимпиаде, проявлялся необычный и искренний интерес.

            Так, например, благодаря г.Пусан, великолепно принявшего хоров-участников, этот город Южной Кореи придал неповторимый азиатский характер идее проведения Хоровой Олимпиады на Дальнем Востоке, что нашло отклик в сердцах людей и вызвало восторг во всём мире. Город Бремен отличился девизом «Совместное пение сближает народы», который можно даже воспринимать дословно благодаря коротким расстояниям между местами проведения мероприятия и компактному расположению центра города, где во время Хоровых Игр пение можно было услышать буквально повсюду. В городе Сямынь организация Хоровой Олимпиады впервые прошла на высоком уровне и получила большой внимание со стороны политиков и СМИ; отчасти благодаря тому, что на Церемонии открытия впервые выступил хор послов из 80-ти стран. Город Грац был интересен причастностью своего уникального старого центра к списку всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, что позволило успешно провести крупнейший хоровой конкурс мира. В Шаосинь Всемирные Хоровые Игры приурочили к юбилею: 2500-летие города, который за 12 дней привлек внимание публики из соседних и дальних стран, а в залах проведения мероприятий не было свободных мест. В городе Цинциннати событие превзошло все возможные ожидания по количеству посетителей и культурному влиянию на город. Общественному восприятию также способствовали добровольные помощники, парад стран-участниц, разнообразие и высокое звучание хоров. Так, с каждым годом количество участником неизменно растет. Подтверждением тому последние на данный момент 8-е Всемирные Хоровые Игры в городе Риге, Латвия, в историю которых вошли 460 хоров из 74 стран мира с 27 000 участниками.

            И вот, наконец, благодаря Олимпиаде и Паралимпиаде, успешно пройденными в городе Сочи в 2014 году, по решению комиссии «Интеркультур» Хоровые Игры будут проведены в столице Зимних видов спорта России. Они будут проходить с 6 по 16 июня в 2016 году с условием организаторов, что город сможет вместить в себя более 20 тысяч вокалистов, не считая гостей и болельщиков. Открытие и закрытие Хоровой Олимпиады будет проходить в Ледовом дворце спорта в Олимпийской деревне, а выступления коллективов состоятся на различных площадках города. Достаточно символичен тот факт, что недаром, ещё во времена Древней Греции  хоры принимали непосредственное участие в проведении Олимпийских и Пифийских игр.

             Сочинский художественный музей по указанию мэра Пахомова А.Н. поставил перед собой задачу привлечь внимание художников к теме хорового искусства. И, надо сказать, судя по выставке первого этапа, посвященной Всемирным Хоровым Играм 2016, с поставленной задачей музей справился. Благодаря тесному сотрудничеству с художниками, они, вдохновленные встречей флага Хоровых Игр, приступили к работе. Примерно в это же время мэр собрал художников в лекционном зале нашего музея и вдохновил их своими идеями художественного видения Хоровой Олимпиады. Им также был предложен вариант в качестве основного живого символа использовать медведя, который мог бы петь и играть на музыкальных инструментах. Так, через несколько месяцев в нашем городе появились светодиодные скульптуры именно этого традиционного для России зверя, играющего и на балалайке, и на гармони и т.п. Впоследствии появились на свет эскизы скульптур символов Всемирных Хоровых Игр выдающегося, талантливого скульптора Хрисанова П.А., который также является директором Сочинского художественного музея. В экспозиции его скульптуры заняли почётное место и задали общий тон данной тематической выставке.

Хрисанов Мишка Зайка Леопард.jpg

            Что касается участвующих художников, то их работы прошли предварительный отбор. Ведь каждый художник уникален, и в рамках определенной темы единственный способ проявить свою индивидуальность — это язык и форма. Надо заметить, сочинским художникам это удалось. Все они разительно отличаются друг от друга, но нашему музею удалось составить гармоничную и цельную экспозицию работ. Благодаря чему выставка получилось интересной, насыщенной, яркой, красочной, но при этом соблюдающей единую концепцию и единую тему, одновременно с применением различных техник и стилей.

            Уже ровно год, как состоялась Зимняя Олимпиада в городе Сочи, художники в выставке Хоровых Игр постарались сохранить ту самую олимпийскую тёплую атмосферу праздника, тот яркий колорит национальных мотивов и торжественное ощущение красоты. В экспозиции, как и в самой Хоровой Олимпиаде, дана возможность участвовать не только профессиональным, состоявшимся художникам и параллельно с ними хоровым коллективам, а также ученикам художественной школы и, соответственно, детским хорам-участникам. Всего в выставке участвует около 50 художников, представленные и живописью, и графикой, и фотографией, и скульптурой, в количестве около 90 экземпляров.

            Что для нас хор, спросили сами себя художники и сами же ответили на свой вопрос. Для, жителей Краснодарского края находящихся в самой южной точке страны, хор в первую очередь ассоциируется с казачьим или кубанским хором, либо хор — это коллектив, ансамбль, состоящий из певцов, звучащих единым голосом. Этот традиционный, национальный мотив можно проследить почти во всех представленных работах, таких как графика учеников детской художественной школы, живопись Отрошко А., Яблоновского В., Куманяева Г., Хрисановой О., Пугачевой М., Трефиловой И., Поплавской Г., Яхнин Я., Тихомировой Н. и многих других; а также фотография Пустовалова В. Большую часть выставки представляют картины, написанные в совершенно различных техниках, отличающиеся друг от друга не только в колористическом, но и в образном представлении хора, и при этом гармонично сочетающиеся друг с другом, подобно хоровому пению, состоящему из различных тембров голоса, в итоге складываются в единый ансамбль и звучат очаровательной музыкой красок и форм.

Отрошко Свадьба.jpg

            Из монументальных полотен представлены две картины: Отрошко А. «Свадьба» и Трапицин К. «Орган». Они совершенно различны и по тональности и смысловому звучанию. Если «Свадьба» — это весёлый кубанский праздник, где певцы не только пляшут, но и задорно поют, сохраняя в себе эмоциональность переданного настроения. То в «Органе» художник хотел создать божественный ритм музыки, показать его динамику и соборную красоту.

Трапицин Орган.jpg

Тему духовного предназначения хора поддержала художник Хрисанова О. в картине «Хор Ангелов», она за вдохновением обращалась к древним российским загадочным фрескам. И остальные художники пытались показать своё удивительное, неповторимое видение песни именно глазами, с помощью красок и им настолько это удалось, что при взгляде на картины кажется, что вот-вот и они все запоют в единый громкий унисон.

Хрисанова Хор Ангелов.jpg

            Помимо живописи и графики в представленной экспозиции присутствуют интересные дизайнерские разработки. Это касается в первую очередь малых архитектурных форм известного сочинского художника Прокатова Ю., который совместно с Виноградовым А. разработали символы Хоровых Игр в городе Сочи. Главным элементом является колокол, но не таким, чтобы его ассоциировали с колокольней храмов, а как отдельное формообразование.

            Также участие в разработке фирменного стиля логотипов Хоровых Игр принимали участие Артемьев С. и студенты СГУТиКД преподавателя Девишева И. Каждая работа интересна своей индивидуальностью и при этом соответствует единой концепции Хоровой Олимпиады.

            Таким образом, данная тематическая выставка в Сочинском художественном  музее даже на своем первом этапе, получилась яркой, красочной, динамичной, колоритной, соответствующей национальному духу Сочи, передающая его традиционные праздничные мотивы и значительно улучшающей культурную жизнь Олимпийского города.

            В заключении хотелось бы добавить, что фраза «Увидеть музыку и услышать краску» удивительно точно отражает смысловой замысел выставки Сочинского художественного музея, посвященной Всемирным Хоровым Играм 2016. 

 

Екатерина Павловна Афонина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта: 
загрузка карты...
Короткая ссылка на новость: http://www.kubved.ru/~ugOiU

Комментарии к новости

Мы против пропаганды наркотиков, распространения детской порнографии и иной, прямо запрещенной законом информации. Поэтому, новые комментарии отображаются на сайте после их проверки модератором.