Выставка классиков фотожурналистики Владимира Вяткина и Игоря Костина пройдет в Новороссийске .

13.10.2015  / Культура

Выставка «Наперекор времени. Классики фотожурналистики Владимир Вяткин и Игорь Костин» пройдет в рамках VII Международного фестиваля фотографии PhotoVisa. Открытие выставки состоится 19.10.2015 в 13:00 в Выставочном зале Новороссийского исторического музея-заповедника, ул. Суворовская, 13.

Выставка повествует о путях фотожурналистики, о том, какими разными бывают авторские стратегии, и о необходимости их разнообразия для общества в целом и для пространства фотожурналистики в том числе. Экспозиция объединяет произведения Владимира Вяткина, чье творчество предельно широко в разнообразии тем, и Игоря Костина, выбравшего делом своей жизни тему единственную — съемку последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

У этой выставки два героя. Владимир Вяткин, чье творчество можно сравнить с праздничным фейерверком, извергающимися на фоне ночного неба цветными столпами различных тем, стилистических решений, интонаций, масштабов и детальности историй. Игорь Костин, вошедший в историю профессии как непоколебимый документалист, хроникер и историк, но также защитник и пропагандист одной темы.

Эта выставка состоялась по настоянию Владимира Вяткина в память о его друге и коллеге, ушедшем в этом году, Игоре Костине. Два совершенно разных характера, темперамента, яркие, но непохожие ничуть личности, Вяткин и Костин — как два полюса, между которыми разнообразие авторских стратегий фотожурналиста.

Первый — умеющий в одном кадре запечатлевать психологическое, пиковое в своей экспрессии состояние героев и захлебывающийся, многозвучный и многокадровый в создании фотоисторий, некоторые из них эпохальные, другие становятся таковыми, будучи рассказанными — снятыми и выстроенными кадр за кадром — пристальным фотографом и требовательным редактором Вяткиным. Он умеет снимать все. За его плечами опыт не только карьерного роста — от мальчика-лаборанта до ведущего репортера, само присутствие которого на событии уже определяет ранг значимости происходящего. Он умеет снимать сюжеты, сложные для интерпретации, например спорт или первых лиц страны. Быть внутри официального «пула» означает играть по его правилам, не только соблюдая внешние формы, но принимая внутренние задачи «построения мыслеобразов». Не смеяться, даже если смешно, не ужасаться там, где уже страшно, смотреть на происходящее глазами «должноствования». Ему присуще редкое, но важное для фотожурналиста качество: ему безумно интересна история изобразительного искусства. Он буквально болен ею; не только ассоциации сюжетов, его интересует возможность снять сюжет в разных изобразительных стилях, например, от кубизма до поп-арта. Когда другие уже уверены, что сделали кадр, его мозг продолжает работать, видеть, искать консонансы внутри сюжета и диссонансы с окружающим сюжет пространством, отчего сюжет становится острее и масштабнее. Создавая свои фотографии по «злобе дня», этот фотограф поднимает сюжеты до уровня исторических важных, оттого монументальных по форме событий.

01_Vyatkin.jpg

Игорь Костин был застигнут темой своей жизни внезапно, как и тысячи других людей в России, Украине, Беларуси, когда случился Чернобыль. В отличие от многих, он в эпицентре оказался по службе и с первых дней: был фотокорреспондентом АПН, фиксировавшим процесс устранения аварии на самом реакторе. Все последующие годы Костин пытался разобраться в причинах, собирал по крупицам свидетельства, снимал, даже в тех обстоятельствах, когда вопрос об этике съемок был открытым, уверенный, что прав: и разрушение, и боль надо снять, чтобы в будущем человечество не забыло этой страшной катастрофы и было предупреждено о смертельных последствиях радиации.

04_Kostin.jpg

Он вошел в «запретную зону» так глубоко, как, возможно, никто, кроме него, не заходил: реактор, ликвидаторы, дорога, вертолеты, медицина, но и повседневная жизнь вокруг эпицентра и не только «черной весной», но и годы спустя. Работа Костина была отмечена «Золотым глазом» World Press Photo, другими наградами. Но для него Чернобыль стал темой личной, которую он не оставлял на протяжении всей жизни. Он издал книгу «Чернобыль/Костин», страшную и величественную, как памятник человеческому духу. Листаешь ее, и чем дальше смотришь, тем больше захватывает это повествование, где хроники весны и лета 1986 года перетекают в снимки сумрачных садов, где ветви гнутся под тяжестью неснятого урожая; домов, откуда в спешке бежали люди; людей, оставшихся в страхе покинуть родное место; болезни, боль и снова поля, города, лица, за каждым из которых тень той трагедии. Книга Костина — памятник во всех значениях этого термина, монумент художественный и документ исторический. Игорь Федорович был профессионалом в фотографии, но, кроме того, у него было дело: свидетельствовать о Чернобыле. Нечасто стало встречаться это сочетание: человек и его дело жизни. И фотография как способ выражения миссии.

03_Vyatkin.jpg

Ирина Чмырева, канд. иск.

Фото:

Владимир Вяткин. Из серии «Афганистан». 1980-е

Игорь Костин. Из серии «Летний дневник Чернобыля». 1986

Владимир Вяткин. Игорь Костин и его фотография, вошедшая в серию «Летний дневник Чернобыля». Эта серия была удостоена «Золотого глаза»—высшей награды Между- народного конкурса фотожурналистики World Press Photo. 1986

Карта: 
загрузка карты...
Короткая ссылка на новость: http://www.kubved.ru/~Ba9CI

Комментарии к новости

Мы против пропаганды наркотиков, распространения детской порнографии и иной, прямо запрещенной законом информации. Поэтому, новые комментарии отображаются на сайте после их проверки модератором.