Режиссёрская лаборатория «Достоевский. О главном» прошла в Театре Драмы.

13.08.2021  / Культура

С 3 по 11 августа труппа Краснодарского театра драмы вместе с режиссёрами – Александром Огаревым, Дмитрием Егоровым, Ярославом Рахманиным и Арсением Фогелевым – погрузилась в изучение творчества Ф.М. Достоевского. Результатом творческого поиска стали четыре оригинальных эскиза, каждый из которых предложил свой особенный взгляд на известные тексты и знакомых героев. В показах были задействованы самые разные локации театра, даже весьма неожиданные, до сих пор не известные публике, а разнообразие выбранных жанров (от документальной драмы до хоррора) наглядно продемонстрировало: несценичность Достоевского – это миф. После каждого показа проходили открытые обсуждения с приглашенными критиками Татьяной Джуровой (г.Санкт-Петербург) и Павлом Рудневым (г.Москва) и зрителями, перед которыми стояла самая ответственная задача: проголосовать за эскиз, который, возможно, станет новым спектаклем в репертуаре театра.

Перед стартом показов, 10 августа, состоялся паблик-ток «Театр & Достоевский». Востребованы ли тексты Достоевского на театральной сцене? Какие подходы к ним выбирают современные режиссеры? В чем секрет полифонии этих произведений? И, наконец, как заинтересовать молодёжь романом «Идиот»? Эти и многие другие вопросы обсудили со зрителями и представителями СМИ театральные критики Павел Руднев (г. Москва), Татьяна Джурова (г. Санкт-Петербург), Вера Сердечная (г. Краснодар), директор Краснодарского театра драмы Ирина Репина, главный режиссер театра Арсений Фогелев, председатель Краснодарского отделения СТД РФ Анатолий Дробязко и постоянный участник творческих лабораторий театра профессор Юрий Лучинский.

После завершения паблик-тока публике представили работу главного режиссёра Краснодарского театра драмы Арсения Фогелева «За Алёшей» по роману «Братья Карамазовы» на Камерной сцене. Выбрав линию Алексея Карамазова, режиссёр предложил зрителям разобраться в персонажах произведения сквозь призму мировоззрения Алёши-наблюдателя. В роли Алексея выступил Роман Бурдеев, в эскизе были задействованы засл.арт. России Сергей Калинский, засл.арт. Кубани Татьяна Водопьянова, Анна Еркова и Юлия Романцова, засл.арт. Киргизии Тамара Родькина и актрисы театра: Татьяна Башкова, Олеся Богданова, Екатерина Бушина, Виктория Лукина, Арина Савельева и Татьяна Голоперова. На обсуждении критики отметили безусловно удачные актёрские работы засл.арт. России Сергея Калинского, засл.арт. Киргизии Тамары Родькиной, засл.арт. Кубани Анны Ерковой и Олеси Богдановой.

Показы 11 августа открыл эскиз Ярослава Рахманина «Двойник» в жанре хоррор.

Задействовав пространство подвала с его мрачными переходами и – на контрасте – ярко освещённое фойе второго этажа, режиссер предложил публике роль не просто наблюдателя, но и практически участника событий. Это первый опыт иммерсивной постановки в Краснодарском театре драмы. История о вечном вмешательстве общества в частную жизнь человека, стремлении и невозможности влиться в высший свет, не приняв его правил.

В эскизе задействованы Михаил Дубовский (Яков Голядкин), Виталий Пичик (Рутеншпиц), Ольга Вавилова (Клара Олсуфьевна), засл.арт. Кубани Сергей Мочалов (Андрей Филиппович), Иван Романюк (Владимир Семенович), Андрей Тройницкий (Петрушка), Елизавета Вареникова и Анастасия Поддубная (коллежские регистраторы) и Ольга Погожева (музыкант на балу).

После показа состоялось обсуждение, на котором критики дали высокую оценку как режиссуре и технической стороне эскиза, так и работе Михаила Дубовского, Ольги Вавиловой и Виталия Пичика. Также они отметили, что использованные спецэффекты сумели максимально приблизить текст Достоевского к сегодняшней реальности.

Документальная драма «Записки из Мёртвого дома» в режиссуре Дмитрия Егорова продолжила заключительный день лаборатории и продемонстрировала зрителям «подлинного Достоевского» со всем его тяжелым психологизмом и вниманием к непостижимо-сложной человеческой судьбе.

Как застенок сделал из революционера великого русского писателя и возможны ли человеколюбие, сплоченность и чистосердечность на каторге? Результат своих исследований этого вопроса режиссёр представил на авансцене Большого зала. Минимальные технические средства, сдержанная подача и колоссальный объём текста, благодаря детальной проработке суровых мужских образов и филигранной работе на тонкой грани художественного и документального – всё это сумело глубоко затронуть зрителей.

Эта работа представила публике портретную галерею человеческих страданий и попытку увидеть жизнь даже там, где, кажется, нет и не может быть ничего, кроме боли и смерти.

Критики отметили ценность опыта работы с таким материалом для артистов, а также глубину проработки образов и актуальность вопроса соразмерности преступления и наказания. В эскизе задействованы: засл.деятель искусств Забайкальского края Юрий Волков, засл. арт. Кубани Алексей Сухоручко и Георгий Хадышьян, артисты Виталий Борисов, Филипп Душин, Михаил Золотарев, Руслан Копылов, Александр Крюков, Владимир Подоляк, Андрей Соломыков, Виталий Стеблецов и Асир Шогенов.

Лаборатория «Достоевский. О главном» завершилась показом композиции в семи сценах Александра Огарева «Генерал» по роману «Идиот».
Режиссёр сосредоточил свое внимание на линии генерала Иволгина, который предстал перед зрителем творческим человеком, фантазёром, вечно выбивающемся из унылой обыденности окружающего общества и потому этим обществом отвергаемого. Показ прошёл на планшете Основной сцены на фоне легендарной фрески Сергея Аболмазова, созданной для спектакля «Идиот» 1994 года. В эскизе задействованы: Алексей Мосолов (генерал Иволгин), Евгения Белова (князь Мышкин), Евгений Женихов (Лебедев), Кирилл Симоненко (Ипполит), Егор Любарец (Ганя), Елизавета Велиган (Варя), засл.арт. Кубани Ирина Хруль (Марфа Борисовна Терентьева), Сюзанна Акопджанян (Сутугина) и юный артист Александр Раченко (Коля Иволгин).

На обсуждении, которое прошло после показа, критики отметили, что избранный режиссёром подход выбивает зрителя из автоматизма восприятия Достоевского и заставляет почти по-детски удивляться привычным вещам, также они высоко оценили работы Евгения Женихова, Алексея Мосолова, Евгении Беловой и Александра Раченко.

По итогам зрительского голосования наибольшее количество положительных отзывов набрал «Двойник», с небольшим перевесом опередив «Записки из Мёртвого дома».

Поздравляем Ярослава Рахманина, артистов и постановочную группу, работавшую над «Двойником»!

Эскизы «За Алешей» Арсения Фогелева и «Генерал» Александра Огарева не остались без внимания зрителя и положительной оценки приглашенных критиков.

Мы благодарим организаторов, участников, гостей и зрителей лаборатории за невероятно насыщенную, продуктивную и интересную неделю! Именно благодаря вам эта лаборатория стала настоящим творческим поиском, результаты которого превзошли самые смелые ожидания!

Короткая ссылка на новость: http://www.kubved.ru/~EGPF7

Комментарии к новости

Мы против пропаганды наркотиков, распространения детской порнографии и иной, прямо запрещенной законом информации. Поэтому, новые комментарии отображаются на сайте после их проверки модератором.