Ейчане на Южном полюсе Земли

Ейчане на Южном полюсе Земли
15.01.2014  / Общество

 

В Ейском краеведческом музее им. В.В.Самсонова в первый рабочий день нового года прошло мероприятие, которое после нескольких лет перерыва возобновило традицию, – встреча с интересным человеком. На этот раз руководство музея организовало встречу с ейчанином, побывавшем на Южном полюсе Земли.

Двадцатидевятилетний Константин Ефремов родился в Ейске, окончил школу, после обучения в Кубанской государственной медицинской академии получил диплом врача-хирурга. Затем уехал работать в г. Ярославль.

«Решившись на участие в экспедиции на Южный полюс в качестве врача-хирурга, я, конечно же, не предполагал, что, помимо исполнения своих прямых профессиональных обязанностей, мне придется соприкоснуться также с интересной экспедиционной работой в различных и новых для меня сферах деятельности. Не думал также в тот момент, с какими интересными людьми сведет меня судьба, какие невообразимые природные явления и пейзажи ждут меня в удаленной географической точке», - такими словами открыл свой рассказ об экспедиции в Антарктику Константин Ефремов. А началась она для молодого врача в ноябре 2011 года, когда он прибыл в г. Санкт-Петербург в институт Арктики и Антарктики. А на Южном полюсе провел безвыездно один год и три месяца. Вместе с дорогой путешествие в Антарктику заняло у него в общей сложности один год и девять месяцев.

Учителя географии, работники библиотек, других учреждений культуры, приглашённые на встречу с полярником с интересом слушали его повествование о времени, проведённом на Южном полюсе нашей планеты.

Константин Ефремов в музее копия.jpg

Став участником 57-й Российской Антарктической экспедиции (57 РАЭ), в декабре 2011 года самолетом гражданских авиалиний Константин Ефремов вместе с коллегами вылетел из Санкт-Петербурга. Затем, в течение суток, совершив несколько пересадок в аэропортах Стамбула и Йоханнесбурга, путешественники добрались до Кейптауна, где их ждал предэкспедиционный отдых. «Забегая вперёд скажу, что на обратном пути из Антарктики, уже в 2013 году, я испытал сполна все прелести длительного плавания - вспоминает врач - ведь судно проходит этот же путь аж за полтора месяца».

Через несколько дней после начала пути на шестой континент, как иногда называют Антарктику, 16 декабря 2011 года судном Академик Федоров члены экспедиции прибыли на антарктическую полевую базу «Молодёжная» (законсервированная полярная станция). Здесь началась сезонная работа продолжительностью около 4-х месяцев (с декабря по март). Этот период времени на шестом континенте соответствует Антарктическому лету. Интернета на станции не было, телефонной связи тоже. С внешним миром полярников связывал только антарктический радиоэфир. Штат станции «Молодежная» составлял 13 человек - это начальник станции, механики, работники дизельной электростанции, повар, учёный-геолог и врач Ефремов. Он вспоминает, что сезонная работа была довольно интересной и прошла без происшествий. А в середине марта работа на Южном полюсе нашего земляка продолжилась на станции «Новолазаревская», куда его с товарищами через 5 дней плавания доставили судном «Академик Фёдоров». Зимовка на новом месте началась с апреля 2012 года.

Ейск-Краснодар.JPG

После проведения разгрузочно-погрузочных работ «Академик Фёдоров» отправился в Санкт-Петербург, а на Российских антарктических станциях наступила фаза работы в автономном режиме, во время которой полярники остаются один на один со всеми реалиями и трудностями антарктической жизни. Период навигации для судов и самолётов закрыт до начала сезона - до ноября.

В течение всего зимовочного периода на станции специально обученными научными сотрудниками, а их было 10 человек, непрерывно снимались, предварительно обрабатывались и отправлялись в исследовательские центры нашей страны научные данные по метеорологии, аэрологии, магнитологии, геофизики, сейсмологии, озонометрии и даже астрономии. А во время сезонных работ прибывшие на станцию учёные и научные сотрудники из ведущих отечественных и зарубежных университетов выполняли программы в области гляциологии, почвоведения, лихенологии, орнитологии и мерзлотоведения. Надо сказать, что общение с научным миром не проходило мимо полярников, поскольку в кают-компании станции учёными из ведущих российских университетов регулярно читались лекции, оформленные в виде красочных презентаций в области различных сфер науки.

Остальной коллектив «Новолазаревской» в количестве 15 человек, работал на благо и для жизнеобеспечения самой станции. Работники дизельной электростанции, круглосуточно неся свою служебную вахту, боролись с периодически возникающими неполадками, грозящими, особенно в холодную полярную ночь, оставить станцию без тепла и электричества. Коллектив транспортного отряда на несколько морально устаревшей, но мощной и внушительной полувоенной технике в течение всего года решал стоящие перед ними задачи. Они совершили 8 санно-гусеничных походов для доставки различных грузов, топлива для нужд станции и сезонной авиации с барьера, который находится на расстоянии 80 км от станции в сторону Южного океана. Два штатных станционных повара, поочередно меняя друг друга, проделывали трудоёмкую рутинную работу, заключающуюся не только в ежедневном обеспечении горячим и вкусным питанием полярников. Им также приходилось организовывать еженедельно праздничные столы с различными кулинарными изысками и кондитерской выпечкой в честь дней рождений полярников, государственных праздников, которые в обязательном порядке всегда отмечаются на станции, а также устраивать банкеты в честь приёма иностранных гостей. Алкогольные ресурсы строго распределяет начальник станции.

В независимости от занимаемой должности и владения рабочей специальностью, всем без исключения полярникам в разное время приходилось также работать и на благо самой станции. Они убирали снег и кололи лёд, перетаскивали бочки с топливом, работали на складе продуктов, участвовали в авральных работах на аэродроме.

 

«Конечно, мне как врачу было очень интересно работать на станции. Я приобрёл очень ценный профессиональный опыт», - говорит Константин Ефремов. На станции было два медика - врач-анестезиолог и врач-хирург, являющийся старшим врачом передвижного медицинского отряда. В их обязанности входило оказание всех видов медицинской помощи в экстремальных условиях Антарктики. Внешне здоровые и прошедшие не одну медицинскую комиссию полярники, так же, как и обычные люди подвержены различным заболеваниям. Они практически постоянно обращались за медицинской помощью с различными проблемами. Всего в эту экспедицию было зафиксировано 116 обращений за медицинской помощью. Чаще всего полярники приходили в санчасть для лечения зубов, после получения травм, по поводу острых респираторных заболеваний и заболеваний сердечнососудистой системы. У одного из членов экспедиции произошёл острый инфаркт миокарда. После оказания первой неотложной помощи его эвакуировали первым же прилетевшим после окончания зимовки бортом самолёта. Помимо оказания экстренной помощи, врачи ежемесячно проводили медицинские профилактические осмотры зимовочного состава станции. Кроме этого удалось завершить определенный этап научной медицинской психофизиологической программы по изучению динамики изменения адаптации полярников в экстремальных условиях окружающей среды.

 

Помимо контроля здоровья зимовочного состава станции, Константин Ефремов и его коллега оказывали медицинскую лечебную и консультативную помощь коллективу дружественной индийской станции «Мэйтри», численностью 20 человек, расположенной в 5-ти км от «Новолазаревской». Кстати, рядом с этой российской станцией находится аэропорт, способный одновременно разместить до 100 человек, поэтому нередкими пациентами наших врачей были граждане других государств - Канады, Исландии, Бразилии, ЮАР. В частности, в результате аварийной посадки самолёта «Баслер», была оказана врачебная помощь иностранным туристам.

 

Здесь надо сказать, что отличительной чертой станции «Новолазаревская» от девяти действующих Российских антарктических баз является наличие аэродрома для довольно крупных самолетов типа ИЛ-76 или американских «Геркулес». Так что посетить «Белую пустыню», как называют Антарктику иностранцы, может себе позволить практически каждый желающий, заказав билет стоимостью 10 000 долларов в один конец.

Сейчас туристические фирмы продают путёвки стоимостью от 40 000 долларов. Наличие собственных воздушных ворот накладывает свой отпечаток на антарктическую жизнедеятельность нашей станции в сезонный период. Большое количество туристов из разных уголков мира атакуют весь материк. Одни приезжают покорять горные вершины знаменитого массива «Вольтат», высота которого достигает 3000 м, как, например, французские, английские и российские альпинисты, так называемые «бейсджамперы». Другие проделывают путь в тысячи километров, чтобы просто восхититься великолепными и неповторимыми пейзажами Антарктиды и хоть на немного окунуться в обстановку изоляции от вездесущей цивилизации.

Недалеко от границ станции «Новолазаревская» расположен туристический комплекс «Оазис».

Русскоязычный обслуживающий персонал предоставляет все условия для отдыха после утомительных перелётов, в частности определенный горячительный «релакс», сопровождающийся национальными песнопениями и плясками, ну, и, конечно же, каждому заморскому гостю предлагают посетить уже знаменитую русскую баню, кстати, занесенную в книгу рекордов Гиннесса, как самая южная отдельно стоящая баня.

«Недалеко от индийской станции расположилась сезонная туристическая «база Патрика», - рассказывает Константин. - Её основатель, англичанин, проживающий в ЮАР, старается усердно конкурировать в области туристического бизнеса с нашей стороной. И, надо сказать, даётся ему это нелегко. Условия для туристов на его базе куда более аскетичные, бани, в классическом понимании, вообще нет. Поэтому его туристы часто посещают наш «Оазис».

 

Сегодня доставкой туристов, а заодно и некоторых научных сотрудников в Антарктику, заняты несколько международных фирм. Национальных монополей здесь быть не может согласно «договору об Антарктике».

Воздушные ворота самого высокого материка на Земле открыты по двум каналам. Из Кейптауна (ЮАР) через российскую станцию «Новолазаревская» посредством фирмы «АЛСИ», а также из Пуант-Аренаса (Чили) через американскую базу. Примечательно, что на обоих направлениях трудятся российские экипажи лётчиков на отечественных мощных самолётах ИЛ-76. Поэтому можно смело утверждать, что на сегодняшний день наша держава прочно заняла свое заслуженное место по доставке туристов в труднодоступные места и экстремальные условия, будь то космос или Антарктика!

Международная фирма «АЛСИ» создана нашими предприимчивыми полярниками. На сегодняшний день эта фирма обеспечивает 11 рейсов арендованного в Белоруссии самолёта ИЛ-76 в течение одного сезона, надёжно связывая африканский и европейский материки с Антарктидой.

 

Вообще, побережья Антарктиды летом, в туристический сезон, на разных круизных кораблях посещают около 50 000 человек в год. Вглубь континента устремляются почти 5000 человек, а зимой остаются только работники международных научных станций, а это около 1200 человек.

Российская Антарктическая экспедиция неразрывно связана с прекрасным южноафриканским городом Кейптаун. Поскольку это место является основной опорной точкой Советской Антарктической экспедиции в прошлом, а Российской — в настоящем.

 

«Лично меня, новичка в Африке, сразу поразили несколько моментов, - делится впечатлениями Константин. - Помимо необычно ласкового теплого климата, мне запомнилось особенное географическое положение Кейптауна. В самой южной точке африканского континента на мысе Горн и Доброй Надежды сходятся два океана: Атлантический и Индийский. И с высоты скал, на которых расположен исторический маяк, который указывал путь ещё португальским и голландским мореплавателям в XV веке, чётко визуализируется граница слияний этих двух океанов, то ли вследствие какого-то оптического эффекта, а то ли вследствие психологического влияния от самого факта осознания нахождения в этом уникальном месте. Сам город мне запомнился прекрасными пляжами, потрясающим горным массивом под названиями «столовая гора» и «голова льва», куда можно добраться на фуникулере и откуда открывается прекрасная панорама на целый город и его окраины».

 

Стоит отметить, что в Кейптауне хорошо налажен туристический бизнес. По городу и его окраинам непрерывно работают два экскурсионных маршрута, так называемые «красная» и «синяя» линии. Такой же принцип организации экскурсий заложен и во многих крупных европейских городах, например, Париже или Лондоне. Экскурсионный маршрут предполагает посещение таких знаменитых на весь мир мест, как самый чистый в мире пляж Camps Bay, район для миллиардеров Sea Point, известный ботанический сад Кирстенбош, многочисленные винные туры, торгово-развлекательный комплекс V&A Waterfront, созданный на базе заброшенной части знаменитого Кейптаунского порта.

В архитектуре города чётко прослеживаются европейское влияние. Создаётся даже впечатление, что ты находишься в какой-то европейской стране. И только палящее солнце, и африканское население разбивают эту иллюзию. Дело в том, что основателями «Мыс Города», если перевести с английского языка, были именное европейские колонизаторы, а именно голландцы и немного позже французы, которые после смешения между собой превратились в этнос под названием Буры. Последними пришли сюда Англичане и после англо-бурской войны вытеснили буров за пределы Кейптауна. Влияние англичан прослеживается и до сегодняшних дней, так как практически весь крупный бизнес, порты, развлекательные центры, а также пост мэра остаются за англичанами.

Апартеид отменен здесь только в 1994 году. И это обстоятельство отложило свои негативные последствия на жизнь современного города. Негритянское население, отвоевав у европейцев заслуженную независимость, по-прежнему практически не имеют доступа к образованию по чисто экономическим причинам, и, как следствие, не могут занять ключевых мест в производстве, бизнесе и политике. Бед городу доставляют и приезжие мигранты из других беднейших регионов Африки в поисках лучшей жизни. В результате в окрестностях города образовались одни из самых больших в мире трущоб, где «друг на друге» в антисанитарных условиях проживают не подлежащие переписи люди африканской расы. А по городу бродят полчища попрошаек и мелких разбойников, год от года ухудшающих криминогенную обстановку.

                Но все это не может помешать процессу получения эстетического наслаждения от пейзажей знаменитого города. А в целях безопасности передвижение российским полярникам разрешено только группами и только по рекомендованным местам, круглосуточно охраняемым полицией. За период моего путешествия в Антарктику мне дважды посчастливилось побывать в Кейптауне, в 2011 и 2013 году.

 

«Быть участником экспедиции — это не только приятное путешествие, размеренная жизнедеятельность в соответствии с графиками работ, - признаётся Константин, - но и преодоление непредвиденных трудностей». Сразу после Нового года, с приходом в Антарктику судна «Иван Папанин», арендованного у России дружественной Индией и работающего исключительно на индийские станции, группа полярников, состоящая из бойцов транспортного отряда, радиста и врача Константина Ефремова отправилась на покорение отбившегося в начале зимовки айсберга. Дело в том, что под воздействием непредсказуемого антарктического климата часть ледового берега откололась от барьера и скрылась в водах Южного океана. На образовавшемся айсберге площадью в несколько квадратных километров осталась часть груза, оставленного судном, жизненно необходимого нашей станции для успешной зимовки. В результате самый холодный зимовочный период полярникам пришлось прожить в режиме довольно жесткой экономии тепла, электричества, бытовых моющих средств и много другого. И, вот, с наступлением сезона с помощью ледовой авиаразведки удалось вычислить расположение закованного во льдах айсберга с грузом стоимость в несколько десятков миллионов рублей. При помощи вертолетов КА-34, находящихся на борту «Иван Папанин», транспортный отряд вместе с врачом десантировался на нестабильную ледовую структуру. Чтобы спасти и доставить с айсберга на станцию 8 грузовых контейнеров, запчасти на автомашины, множество цистерн с топливом, было проведено 10 рейсов.

Интересным был рассказ путешественника о географическом положении полярной базы, на которой он провел большую часть времени зимовочного периода. Станция «Новолазаревская» расположена на крайней юго-восточной оконечности оазиса Ширмахера на Земле Королевы Мод (Восточная Антарктида), примерно в 80 км от берега Южного океана (моря Лазарева). С юга подходит склон материкового ледникового щита, который уже на расстоянии 50 км достигает высоты 1000м. На этом склоне надо льдом возвышается несколько нунатаков (отдельно стоящие горные структуры). В оазисе насчитывается более 50 озер, занимающих понижения между сопками. Их глубина составляет 20-30 метров, размеры в поперечнике достигают 1 километра. Эти озёра питаются талыми водами, сток из них производится на шельфовый ледник.

Климат оазиса с преобладанием признаков континентального формируется при низких температурах, в основном, за счёт интенсивности солнечной радиации. При этом погода складывается в зависимости от типа ветров, определяющих характер облачности и температуры воздуха. Доминирующие наиболее интенсивные циклонические ветры восточного, юго-восточного направления, вызывают повышение температуры зимой и понижения летом, что сопровождается плотной облачностью, метелями, снегопадами и штормовыми ветрами.

 Животный мир станции не слишком разнообразен по сравнению с другими регионами Белого континента. В окрестностях станции гнездятся южно-полярные поморники, прилетают антарктические буревестники. Ежегодно оазис посещают пингвины Адели. Надо сказать, что станция «Молодежная» более разнообразна животным миром. Здесь встречаются тюлени, а так же символ Антарктики – императорские пингвины.

 

«Накопив в экспедиции огромный пласт личных впечатлений и положительных эмоций, я часто мысленно соглашаюсь с фразой, кем-то высказанной однажды: «путешествия продлевают жизнь...», - говорит путешественник. Сейчас Константин занят работой и признаётся, что очень рекомендует своим друзьям и знакомым, если представится такая возможность, побывать на Южном полюсе Земли.

 

А в конце встречи с ейчанами в музее родного города поблагодарил земляков за внимание и сказал, что очень рад этому событию в его жизни в самом начале нового года.

 Елена Каверина

фото Елена Каверина и из архива К. Ефремова

 

 

 

 

 

 

 

 

Короткая ссылка на новость: http://www.kubved.ru/~zzePS

Комментарии к новости

Мы против пропаганды наркотиков, распространения детской порнографии и иной, прямо запрещенной законом информации. Поэтому, новые комментарии отображаются на сайте после их проверки модератором.